«Я поняла – любые проблемы решаются».
Итоговое высказывание пожилой участницы,
молча просидевшей трехдневный тренинг.
Наверняка с вами так было – вы помогли кому-то решить психологическую проблему. В других случаях вас обвиняли в том, что после вашей помощи стало еще хуже. Хотя вы хотели как лучше. Возможно, помогая кому-то, ваше собственное самочувствие ухудшилось. Вот так все и продолжают пудрить друг другу мозги. Если честно, и после некоторых специалистов путаница в жизненной ситуации только увеличивается. Но грешно не иметь проблемы – а не решать их.
Решают их за одну или несколько встреч. Также бывает, результат достигается в течение нескольких лет. К нашему всеобщему удовольствию, в странах СНГ широкое распространение получили интенсивные, краткосрочные технологии. Еще, правда, бывают люди, которым невозможно помочь. То ли этому специалисту, то ли в этот период их жизни, то ли в их этой жизни. С некоторыми после работы у психологов и психотерапевтов происходят качественные позитивные изменения психики и проблемы у них вообще перестают появляться.
В этом материале — случаи из практики психологического консультирования. По ним не составишь представления о работе психолога, но познакомиться с нею можно.
Итак, верный признак, что вам полезно обратится к психологу – вы сами не можете справиться с проблемой. То ли это гнетущее воспоминание, то ли вредная привычка или, скажем, вы много читаете и не можете перестать это делать – это сильнее вас. Или наоборот – у вас не получается то, что еще не делаете: играть на инструменте, вступить в плодотворные взаимоотношения с другим полом, похудеть, а у вас есть силы и желание.
Качество вашей жизни вполне возможно сделать вас удовлетворяющим. Жить становится легче, поскольку в результате решения проблем высвобождается много сил, доселе там задействованных.
Идея практической психологии и психотерапии в том, что организацию психики человека по его желанию можно корректировать до той поры, пока его состояние и его жизнь не будет ему нравиться. Практика тому подтверждение.
Система Станиславского.
Одна молодая женщина регулярно испытывала приступы удушья. Начались они с 11 лет. Она заявила, что только это мешает ей жить хорошо, а так она всем в своей жизни довольна и будет самым счастливым человеком, если приступы прекратятся.
Муж женщины вызывал скорую помощь при приступах, но когда она приезжала – приступ проходил сам собой. Выходы из квартиры и перемещения по городу, даже в пределах микрорайона, представляли для нее, в целом здорового человека, серьезную проблему. С целью обеспечения себе посторонней помощи при удушье она каждый раз продумывала маршрут передвижения по улицам, деля его на короткие отрезки с заходом в людные места – магазины, аптеки. И, как на войне, перебежками. Медицинское обследование не выявило заболеваний органов дыхания, и ей предложили обратиться к психологу.
Только через несколько встреч, не принесших ей существенного облегчения, вскрылся механизм очень быстрого самогипноза: девушка, не отдавая отчета себе в этом, представляла картину, в которой она видела себя в более худшем состоянии, чем есть на тот момент. Она буквально входила в образ придуманного ей ухудшения самочувствия. Люди, которые представляют себе ожидаемое, при подтверждении оного говорят: «Я так и знал!». Но наша героиня не успокаивалась на достигнутом: тут же создавала еще более худший вариант своего состояния – и снова входила в него. А вдруг со мной что-нибудь случится? А вот я уже нахожу первые признаки подтверждения. А вдруг будет еще хуже? И так далее. Через несколько таких «этапов» — приступ. Иногда на это уходило всего несколько секунд. Если ее отвлекали от этой внутренней работы, например, муж с известием о приезде «скорой помощи», она выходила из неполезного транса.
Такие вещи работают, по выражению одного светилы психологии, только в темноте. Но нам показалось мало осознания — и мы сделали еще немного психологической коррекции.
Было ли это неосознанным привлечением к себе внимания, или же так проявлялись неуверенность и страх — автору неизвестно. Разумеется, у молодой женщины появляются, время от времени, различные житейские затруднения, но с этой проблемой она распрощалась.
К сожалению, уже есть штампы о том, что такое психологическое консультирование. К примеру, что психолог проводит тестирование, другими словами, вас диагностируют. В каждой средней школе психолога полностью отождествляют с этим, когда-то третьестепенным подспорьем и ставшим уже давно атавизмом. Психолог не судья. Если вы, придя на прием к психологу, заметите такой грешок, то вы у хорошего человека, но не на психологическом консультировании. Кто затрудняется и просит помощи – тот и способен выявить материал для работы при помощи специалиста и трансформировать его самым благоприятным для себя образом.
Еще два вредных стереотипа – психолог объясняет, в чем дело и дает советы. В одном заокеанском архиве конца 19 века нашли документы социальной службы. На одном из них засвидетельствован прием семьи по психологической проблеме. В графе «что сделано» была запись – «строго указано». Хорошо, что вы так не делаете. Совет и консультация преследуют совершенно разные вещи. Поделиться советом может любой человек: например, посоветовать наиболее удобный маршрут спросившему об определенном адресе незнакомцу. Консультация же поможет человеку самому решить свою проблему. И все же бывают единичные психологи, дающие однозначные советы. Следующие примеры как раз из практики одного такого заокеанского специалиста.
Нет, не любил он, не любил.
…Пожилой человек пожаловался на то, что спит всего два часа за ночь. Остальное время ворочается. Количество принимаемого снотворного достигло вредных размеров. Жил он с сыном, с которым и делил хозяйственные обязанности. Больше всего старику не нравилось натирать полы. Он был готов брать больше на себя работы по дому, лишь бы полами занимался сын. Консультант сказал: «Я придумал для вас лекарство. Только придется часов восемь не спать. Купите банку мастики и тряпку для натирки и полируйте пол всю ночь. Закончите к тому времени, когда вы обычно встаете утром. Затем занимайтесь обычной дневной работой. Так вы потеряете первые два часа сна. На следующую ночь начинайте натирать, когда вы укладывались спать.
Натирайте всю ночь, пока не придет время отправляться на работу. Вот уже четыре часа сна потеряны. На следующую ночь продолжайте натирку – и еще двух часов как не бывало».
На четвертую ночь, прежде чем приступить к натирке пола, старик сказал сыну: «Я, пожалуй, присяду на минуту, пусть глаза отдохнут».
Проснулся он в семь часов следующего утра. Теперь у него на трюмо красуются банка мастики и тряпка для натирки. Последняя инструкция специалиста была такой: поставьте светящиеся часы перед кроватью. Если в течение пятнадцати минут после укладывания в постель вы не заснете, вставайте и натирайте пол.
С тех пор он спит как сурок, ни одной ночи не пропустил.
В другом случае этот же специалист помог женщине, которая хотела бросить курить и похудеть. Жила она в своем двухэтажном доме. Были даны инструкции, которые женщина обязалась выполнять: курить сколько душе угодно, но хранить спички в подвале, а сигареты на чердаке. Как потянет закурить, спуститься в подвал – и взять из коробка спичку и оставить ее на коробке, бегом подняться на чердак и взять сигарету, спуститься в подвал и закурить.
Насчет еды – сделать определенное количество кругов вокруг дома, после этого можно есть, что душе угодно. В случае если женщина испечет сдобу – следовало ее разрезать на тонкие кусочки. Чтобы съесть один кусочек, требовалось с предельной скоростью обежать вокруг дома – и приятного аппетита. А если захочется съесть второй кусочек, надо обежать вокруг дома дважды.
Удивительно быстро пациентка стала терять интерес к сигаретам, да и аппетит у нее стал гораздо скромнее. Удовольствия стали сомнительными.
Дышите глубже – вы сосредотачиваетесь.
У автора был случай, когда женщина решила бросить курить под давлением мужа. Выяснилось, что она выкуривала ежедневно одинаковое количество сигарет, причем в определенное время. Курящие читатели легко смогут дать себе отчет, в каких именно ситуациях они закуривают. В исключительных случаях этого может оказаться достаточным для полной самотерапии. Разбор «Полета» обнаружил, что с помощью сигарет день был поделен на отрезки. Первая утренняя сигарета после ухода мужа, помогала, так сказать, собраться, осмыслить себя и сделать приблизительную распланировку дня. Вторая сигарета, через пару часов, ставила точку в окончании уборки жилья. Еще через час, после варки обеда, в процессе курения обдумывались детали похода в магазин или еще куда-нибудь. Следующая сигарета подводила итоги и результаты этого похода. Вечерняя сигарета – мысленная репетиция вечера.
К концу нашей встречи у женщины появилась альтернатива курению – каждый раз она могла планировать, обдумывать, подводить итоги с ручкой и листком бумаги. Прямо на консультации она опробовала эффективность нового поведения. Принятие решения в появившемся выборе было оставлено за ней.
Хотя, понятно, и то и другое является костылями. Но эта тема — следующий этап в ее продвижении к свободе.
Возьмите, пожалуйста, сдачи.
Редко, но бывает, что проблема не в человеке. И искать решение в том, чтобы измениться – не дело.
Одна девушка, иногда приводя домой кавалера, так громко включала музыку среди ночи, что другая девушка, этажом выше, не могла заснуть. С чем она, вторая, и пришла за помощью. Другим ближайшим соседям эта ночная музыка тоже не приносила удовольствия. Как водится, очные встречи двух барышень к переменам не приводили. Я счел возможным взять на себя ответственность по решению этой проблемы на свой взгляд.
Девушке с верхнего этажа было предложено, предварительно объяснив свои действия соседям, каждое такое утро после свадьбы стучать в перевернутый таз у себя в квартире как раз над спальней нижней квартиры. Часов в девять, минут пятнадцать. Административно это не нарушение, имеет право. Рано или поздно барышне снизу это не понравится. Когда она выйдет на контакт с претензиями, барышня сверху тотчас же выразит свою готовность прекратить такие действия. Встречная просьба понятна. И хоть автор пока не знает конечного результата (дело было на выезде), обращавшаяся уходила с консультации жизнерадостной. Хорошее самочувствие при любом раскладе ей обеспечено. Даже если нимфомеломанка никогда не придет. Но я уверен, она до нее достучится.
Консультирование психолога существенно отличается от консультации врача, продавца и других коммуникаторских профессий. Ни в газетной статье, ни по телевидению невозможно передать особенности протекания консультирования. В нем есть необычное эмоциональное и интеллектуальное взаимодействие.
Останемся друзьями, лучше по-хорошему.
Приведу еще пример.
Неженатый парень, имеющий высшее образование, работу и отдельное жилье, заметил у себя снижение потенции. Незадолго до этого, девушка, с которой он имел встречи, когда хотел, перебралась к нему жить. Отношения у них были очень хорошие, но… На консультации, получив помощь в обдумывании, он понял, что тем самым исключает теоретически возможные встречи с другой девушкой, которая тоже ему симпатична. Стало понятно – снижение потенции есть нормальная реакция. Симптом, говорящий о недовольстве ситуацией. Сердцу, и не только ему, не прикажешь. Разве здесь нужны препараты для усиления мужской функции? Парень пришел к решению восстановить дистанцию с первой девушкой, то есть вернуть ее на прежнее место жительства с сохранением свободы встреч. Так же он обдумал, как он это сделает, сохраняя взаимоотношения хорошими. Молодой человек заявил, что проблема им решена. На совместное обдумывание ушло не более двух часов. Дальнейших встреч не понадобилось.
Эти примеры приведены не для праздного любопытства об интимных трудностях из личной жизни, а для ознакомления с возможностями решения проблем на психологическом консультировании. Кроме индивидуальной работы, есть еще психокоррекция в группе, исследование себя через дыхание, тело, рисунок. И много чего еще есть в этой относительно молодой, берущей корни в далеком прошлом, интересной и полезной области – практической психологии.
Гусманов Марат.